Опыт формирования партнерской сети с вузами завода «Электродеталь»
Семинар «Инновационная стратегия развития предприятия — обеспечение потребности квалифицированными специалистами» состоялся на АО «Карачевский завод „Электродеталь“. В нём приняли участие представители крупных технических вузов России, с которыми у предприятия уже есть соглашения о сотрудничестве, учебные центры и департамент образования и науки Брянской области. Основная задача семинара, который организовал Центр компетенций эффективного производства,— формирование партнёрской сети для подготовки и обеспечения завода высококвалифицированными специалистами по основным профессиям.
Для начала гостям устроили двухчасовую экскурсию по заводу, рассказав и показав всю технологическую цепочку производства — от изготовления техоснастки до сборки и упаковки готовой продукции. Увиденное впечатлило! За кофе-брейк перед началом официальной части устроили обсуждение, отмечая новейшее оборудование, уникальные станки, идеальную чистоту не только в производственных цехах и бытовых помещениях, но и на всей территории завода. Особо впечатлили заводская столовая, с обширным меню и «социальными» ценами, и новая медчасть, оснащённая по последнему слову медицинской техники. «Сразу видно, что руководство предприятия заботится о комфорте и здоровье своих сотрудников», — пришли гости к общему выводу.
Партнерские отношения на благо Брянщины
Интерактивным продолжением экскурсии стала презентация предприятия, представленная и. о. главного инженера Алексеем Горьковым. Он рассказал о том, какую часть российского рынка занимает продукция завода и о неуклонном росте объёмов производства. Особый акцент был сделан на уникальные опытно-конструкторские разработки (ОКР) и на тенденцию миниатюризации выпускаемой продукции.
— У нас появляются новые области компетенций, а это означает, что нам нужны будут новые специалисты. Уже сейчас идёт поиск центров компетенций в нашей стране для налаживания сотрудничества. Никто не берётся за те разработки, над которыми мы работаем, — в России конкурентов у нас практически нет. До 2020 года объём инженерных разработок нам нужно будет увеличить в семь-восемь раз, и понятно, что потребуются специалисты. Продукции классического типа, той, которую завод всегда выпускал, к тому времени в серийном производстве останется немного. Поэтому уровень компетенции у новых специалистов должен быть очень серьёзный.
Алексей Сергеевич представил схему общей концепции развития предприятия — ключевые моменты взаимодействия корпоративного института «Электродетали» с лучшими вузами страны, а также с кластером инструментальных предприятий, заказами и рынком сбыта.
Недавно созданный Центр компетенций эффективного производства (подробно о нём читайте в журнале «Брянская ТЕМА» № 10 (96), и на сайте www.tema32.ru), будет направлять всю необходимую информацию в заводской инжиниринговый центр.
Но, подчеркнул Алексей Горьков, в концепции развития работы над ОКРами большая ставка делается на деятельность сторонних инжиниринговых центров, созданных при вузах, которые будут и уже сотрудничают с заводом «Электродеталь» и готовят для него специалистов.
Будет создан гибкий производственный центр, объединяющий инструментальный цех, модернизированные цеха пластмасс и механообработки, региональный центр гальванопокрытий, автоматизированное сборочное производство. В Карачевском районе решено создать кластер производств (малых предприятий), которым «Электродеталь» собирается поручать часть какой-либо работы. Таким образом, создаются прочные партнёрские отношения между предприятиями внутри региона, когда флагман ведёт за собой и помогает развиваться начинающему производству. О таких вот партнёрских связях не раз говорил руководитель Брянщины Александр Богомаз.
От теории к практике. И наоборот
О системе дистанционного обучения, стандартах WorldSkills, сотрудничестве с WorldSkills Russia и участии сотрудников завода в качестве экспертов в чемпионате HI-TECHWSR‑2015 рассказала начальник Центра компетенций эффективного производства Дина Черных. На «Электродетали» планируется проведение собственных заводских чемпионатов и подготовка команды для участия в международном чемпионате WorldSkills‑2019 в Казани.
Тему продолжил Алексей Радченко — преподаватель Брянского государственного технического университета, руководитель кружка «Робототехника» (шефство над которым взял завод «Электродеталь») Центра детского технического творчество Брянской области. Алексей Олегович рассказал об успешном участии своих подопечных на чемпионате для юниоров JuniorSkills в рамках HI-TECH WSR –2015. Ребята выступали за команду завода и заняли второе место! (Подробнее читайте в журнале «Брянская ТЕМА» № 11 (97) и на сайте www.tema32.ru)
Заместитель генерального директора по специальным вопросам, доктор технических наук, профессор Александр Черных рассказал о сотрудничестве завода «Электродеталь» с Брянским государственным техническим университетом и инжиниринговом центре университета, который появился по инициативе руководства завода.
О работе базовой кафедры БГТУ на «Электродетали» рассказал заведующий кафедрой Константин Логвинов. Основная задача —повышение качества подготовки специалистов и улучшение их адаптации на рабочих местах. В будущем базовая кафедра будет работать в новом формате. Подготовка заводских специалистов станет более расширенной. Возможна и профориентационная работа с потенциальными студентами — учениками старших классов карачевских школ.
С интересом собравшиеся выслушали выступление специалиста технической поддержки продаж DMGMORI Academy Russia Максима Василевского. Он рассказал, что при обучении рабочим профессиям в академии DMGMORI используют дуальную систему образования: 35% теоретических знаний, 65% практики. Дуальная система развита и много лет работает в Германии. Она уже принесла немецкой экономике серьёзные бонусы. Поддерживать, финансировать и совершенствовать такую систему выгодно и работодателям, и государству.
Взгляд в будущее
Третья часть семинара прошла в формате форсайта. Организаторами выступили Центр компетенций эффективного производства и заместитель генерального директора по специальным вопросам Александр Черных, модератором — эксперт WorldSkills Competition Brazil‑2015 Герман Суворов.
Форсайт —это технология долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенного и ответственного образа будущего. Нынешний форсайт был посвящён профобразованию и подготовке высококвалифицированных кадров.
Экспертная панель — обычная учебная доска со шкалой времени: 2015, 2017, 2020, 2022, 2025 годы. Участники выявляли основные тренды, которые существуют на сегодняшний день либо появятся в будущем — как нисходящие, так и восходящие. Из восходящих — потребность в универсальных специалистах, автоматизация, увеличение информационной нагрузки на специалистов. В горячих обсуждениях выстраивалась логическая цепочка трендов будущего: «увеличение информационной нагрузки» неизбежно ведёт к «усложнению изделий» и «раннему профобразованию», и это тоже восходящие тренды.
Из нисходящих— уровень базового образования, государственное регулирование образования, способность связывать практику с теорией. Разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками сегодня велик, и это упущение нужно навёрстывать. В том числе руководствуясь системой дуального образования.
Все пришли к единодушному мнению, что диплом вуза сейчас уже не является весомым поводом для приёма специалиста на работу. Это всего лишь повод для тестирования знаний соискателя на вакансию, это повод начать с этим человеком разговор о приёме на работу. Но и только! Если нет практических навыков, то работодателю такого молодого специалиста придётся серьёзно доучивать — уже на рабочем месте. Не проще ли это делать в процессе обучения в университете? Зашёл и разговор о престиже инженерных профессий.
Герман Суворов:
— Мы обрисовали будущее в контексте связи образования и производства на ближайшие десять лет. Определили тренды, которые будут влиять на будущее предприятие в этом ключе— социальные, экономические и технологические. Мы идентифицировали основные форматы взаимодействия людей с образовательными и производственными организациями, взаимодействие этих организаций между собой. И определили, какие угрозы стоят у нас на пути.
На экспертной панели — разноцветные записки от участников форсайта, где они высказывали свои предположения и мнения. Всё это размещено на шкале времени — так, как мы это видим сегодня, из года 2015-го. Как пример — предложение одного из участников: «Обучение студентов через проект». Студентам поручают некий проект реального производства, на котором они учатся у себя в вузе. Участники форсайта согласились, что уже сейчас можно начинать это делать, поручать проекты группам студентов из трёх-четырёх человек — приучать заодно и к работе в команде. Были также предположения участников о событиях, которые в будущем могут изменить обстановку. К примеру, развитие искусственного интеллекта: такие технологии позволят значительно повысить уровень автоматизации образования, машина сможет сама реагировать на уровень успеваемости и принцип мышления студента и корректировать под него образовательные программы. Соответственно, это повлияет на профессию преподавателя, которая станет неактуальной. Участники форсайта сделали предположения об угрозах, с которыми придётся столкнуться в ближайшем будущем. Например, подделка результатов тестовых экзаменов при дистанционном обучении. Конечно же, предположив угрозу, стали искать «противоядие»: предложили вносить обманщиков в «чёрный список», и тем, кто там окажется, вход в этот вуз будет закрыт, их не примут туда и по другим специальностям. Второй способ противодействия обману — видеосвязь при прохождении теста.
Это всего лишь несколько примеров из нашего обсуждения. По сути, это был первый этап форсайта: экспертную панель со всеми данными теперь предстоит обработать и получить итоговую картинку. И разобраться, как нам нужно действовать применительно к заводу «Электродеталь», поскольку стратегия и планы руководства нам понятны. В любом случае, от создания Партнёрской сети по подготовке специалистов выиграют все: и каждый из вузов, и завод «Электродеталь».
В конце встречи представители завода и учебных учреждений подписали меморандум о принципах партнёрских взаимоотношений АО «Карачевского завода „Электродеталь“с образовательными организациями. В нём, в частности, говорится: «Участники семинара поддерживают инициативу завода „Электродеталь“ о создании Партнёрской сети на добровольной основе. Предполагается проведение по компетенции каждого участника поисковых и прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, организация целевой подготовки специалистов, разработка и реализация совместных основных и дополнительных образовательных программ различного уровня, организация и партнёрское участие в международных и российских конференциях, семинарах, молодёжных школах, профориентации, тренингах и других научных мероприятиях.
Для выполнения научно-технических исследований и разработок по заказу завода, реализации практико-ориентированных образовательных программ, развития научно-образовательной инфраструктуры могут быть задействованы базовые кафедры, ресурсные центры коллективного пользования, научные лаборатории, проектные бюро, бизнес-инкубаторы, технопарки и инжиниринговые центры».
От первого лица
Сергей Михайличенко, проректор по инновационной деятельности Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова:
— Не так давно генеральный директор завода «Электродеталь» со своей командой топ-менеджеров побывал в нашем университете. Мы заключили договорённость о сотрудничестве. Направления самые разные. Это не только целевой набор ребят из Карачева и Брянска, которые уже учатся в нашем университете и, получив дипломы, вернутся работать на «Электродеталь». Мы хотим совместно с заводом развивать инновационные проекты. У нас по стране организовано порядка сорока базовых кафедр на различных предприятиях, которые являются нашими якорными работодателями. Хотелось бы организовать вместе с заводом «Электродеталь» дуальное образование, о котором сегодня уже говорилось. Мы готовы выполнять прикладные задачи, которые поставит перед нами завод. Это могут быть также курсовые и выпускные квалификационные работы по конкретным производственным задачам. Безусловно, это практики и стажировки наших студентов на предприятии. И как логическое завершение образовательной траектории — их трудоустройство на завод. Надо сказать, «Электродеталь» предлагает молодым специалистам весьма заманчивые условия. И, конечно, у лучших есть перспективы карьерного роста.
Юрий Буряк, директор Центра по трудоустройству выпускников Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова:
— Хотелось бы добавить, что в рамках реализации концепции взаимодействия нашего университета с крупнейшими работодателями страны, мы уже начали сотрудничество с заводом «Электродеталь». Мы готовы выполнять требования по учебной подготовке студентов именно по тем компетенциям, которые необходимы заводу. Сейчас прорабатываем вопросы по нашему дальнейшему взаимодействию: это и экскурсии на завод, и участие в ярмарках вакансий. А тех выпускников, которые придут работать на «Электродеталь», мы будем привлекать в качестве ведущих неких мастер-классов для студентов. Пусть на собственном примере расскажут о том, как добились определённых успехов на конкретном предприятии.
Виталий Явельский, генеральный директор АО «Карачевский завод Электродеталь»:
— Для чего нужна встреча в таком формате? Наш завод выпускает своего рода монопродукт, предназначенный для всех направлений военно-промышленного комплекса, которые продолжают развиваться. Каждое направление тянет за собой колоссальное количество профессий и технических знаний. И даже если эти знания мы приобретём у вузов сегодня — в максимально исчерпывающем формате, то завтра мы снова будем
Мы хотели бы создать партнёрскую сеть — свое- образный институт общений и совместной работы. Чтобы все постоянно помогали бы друг другу решать текущие проблемы и ставили друг перед другом новые, всё более сложные задачи. Скоординировать направления для инновационных видов продуктов и, подстёгивая друг друга, создавать такой продукт вместе — вот, что мы предлагаем!
Вместе с лучшими техническими вузами России мы хотим совершить целенаправленный прорыв: каждый занимается своим конкурентным преимуществом, но вместе мы должны прийти к ка
Президент и правительство страны поставили перед нами задачу по импортозамещению, причём замещения именно лучших образцов мировой продукции. Для внутреннего российского рынка, для ВПК. И мои претензии к сотрудникам завода сегодня предельно высоки. Они должны быть максимально компетентны! А это значит, что и претензии к студентам, будущим специалистам, должны быть максимальны.
Мы сотрудничаем с WorldSkillsRussia, равняемся при обучении сотрудников на стандарты WorldSkills. И это тоже очень интересно и для вузов, и для студентов. Каждый из ребят сможет проверить, в том числе и на нашей производственной площадке, свои знания, свои навыки, свою конкурентоспособность. Каждому пятикурснику мы сможем поставить задачи компетентности на мировом уровне, и это будет полезно для него, даже если он не получит оценку «пять». А если получит? Ведь это и оценка преподавателей, работы вуза в целом: значит, правильно направлены усилия, студент получает знания на необходимом уровне. А если нет, то мы придём на помощь. Сможем протестировать студента и внести коррективы — как на производственной площадке, так и на учебной, в вузе.
Самое главное — вместе создать механизм, который бы работал так, как нам нужно и выгодно. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча была началом строительства такого механизма, направленного на конкретное дело и результат.
По материалам журнала «Брянская Тема», № 12 (98), 2015
http://tema32.ru/articles/1508/